Укажите, элементарной единицей какого уровня организации живых систем является биологический объект, изображенный на рисунке:
Укажите, элементарной единицей какого уровня организации живых систем является биологический объект, изображенный на рисунке:
Гранит является примером ... вещества биосферы:
Укажите функциональную группу, в которую входит организм, пропущенный в следующей цепи питания:
ландыш → ... → лягушка → аист
Размножение при помощи листовых черенков — это способ:
В ядре соматической клетки тетраплоидного культурного растения в норме может быть... хромосом(-ы):
Наиболее высокой экологической пластичностью обладает вид пестряка (рыба семейства Сигановые), развитие
яиц и вылупление молоди у которого возможно в следующем диапазоне температур:
На 1 м2 лесного массива насчитывается в среднем 15 растений черники. Эти данные характеризуют... популяции:
Выберите признаки, указывающие на принадлежность человека к типу Хордовые:
а) наличие у эмбриона нервной трубки; б) дифференциация зубов на резцы, клыки и коренные; в) наличие
внутреннего осевого скелета; г) три слуховые косточки в среднем ухе; д) внутриутробное развитие и вскармливание потомства молоком.
У человека праворукость (Р) доминирует над леворукостью (р), свободная мочка уха (R) — над сросшейся (r). У праворуких родителей, имеющих свободную мочку уха, ребенок леворукий и со сросшейся мочкой уха. Укажите
генотипы родителей:
Охарактеризуйте форму естественного отбора, общая схема действия которой показана на рисунке:
а) действует в относительно постоянных условиях среды; б) выбраковывает отклонения от приспособительной нормы; в) среднее значение нормы реакции признака остается константным; г) закрепляет новые адаптивные генотипы в популяции; д) приводит к формированию нового вида
Биотехнологическим процессом является:
Укажите верное утверждение:
Путем экзоцитоза осуществляется:
В отличие от альбумина плазмы крови кератин:
а) относится к фибриллярным белкам; б) при нагревании денатурирует; в) выполняет транспортную функцию; г) может служить источником энергии; д) является основным компонентом волос.
Дан список понятий, три из которых можно отнести к одному биохимическому процессу в клетке:
а) глюкоза; б) НАДФ · Н+Н+; в) молекулярный кислород; г) нитрификация; д) лизосома.
Определите, что это за процесс и какие два понятия непосредственно к нему не относятся («лишние»):
Из четырех приведенных пар органов (структур) три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим
доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:
На рисунке изображен гриб:
На схеме строения цветка цифрой 8 обозначена(-о):
Воздухоносная паренхима относится к ... тканям растений:
Пырей ползучий:
Укажите экологическую группу птиц, представителем которой является сойка:
Выберите признаки, характерные для лягушки озерной:
а) череп подвижно сочленен с позвоночником; б) имеется наружный слуховой проход; в) передний мозг
разделен на два полушария; г) кожа голая, содержит многочисленные железы; д) развитие прямое, без личиночной стадии.
Укажите признак, не характерный для представителей отряда Прямокрылые:
Укажите неверное утверждение:
Укажите недостающее звено в схеме перемещения воды в корне покрытосеменных растений:
? → кора корня → центральный цилиндр.
Плод боб в отличие от ореха:
а) сухой; б) многосемянный; в) имеет околоплодник, сросшийся с кожурой семени; г) вскрывающийся.
Из четырех приведенных растений три имеют одну и ту же жизненную форму. Укажите «лишнее» растение, для
которого эта жизненная форма не характерна:
Укажите правильные утверждения:
а) сфагновые мхи принимают участие в образовании торфа; б) у мхов и папоротников при прорастании споры развивается спорофит; в) листья у щитовника мужского длительное время растут верхушкой; г) кукушкин лен и щитовник мужской могут произрастать в тенистых лесах и сырых оврагах; д) в отличие от укушкиного льна у орляка обыкновенного органы полового размножения развиваются на верхушках мужских и женских листостебельных растений.
Выберите правильно составленные пары, включающие отряд животных и его представителя:
а) отряд Карпообразные — кета; б) отряд Сельдеобразные — стерлядь; в) отряд Хвостатые — саламандра;
г) отряд Насекомоядные — еж; д) отряд Непарнокопытные — носорог.
Укажите признаки, характерные для гидры (I) и бычьего цепня (II):
а) развитие с превращением; б) радиальная симметрия тела; в) полость тела заполнена жидкостью, играющей роль гидроскелета; г) дыхание осуществляется всей поверхностью тела; д) диффузная нервная система;
е) сквозная кишечная трубка.
Скелет свободной нижней конечности человека включает:
Одной из функций белков плазмы крови человека является:
Укажите утверждение, верное в отношении дыхательной системы человека:
Выберите признаки, характерные для толстой кишки человека:
а) включает в себя слепую кишку и аппендикс; б) соединена протоком с печенью; в) слизистая оболочка не образует ворсинок и практически не содержит пищеварительных желез; г) является местом всасывания основной массы воды, минеральных солей и некоторых витаминов; д) под действием пепсина в ней происходит расщепление целлюлозы.
Определите структурный элемент кожи человека по описанию:
расположен в дерме (собственно кожа); воспринимает сигналы из окружающей среды (образует начальное
звено рефлекторной дуги).
Выберите признаки, характерные для структурного элемента нефрона, обозначенного на 1 рисунке цифрой 1:
а) расположен в мозговом веществе почки; б) оплетен вторичными капиллярами;
в) участвует в образовании конечной мочи; г) обеспечивает фильтрацию плазмы крови.
Подберите недостающее понятие, связанное с организмом человека, учитывая, что между понятиями каждой пары существует одинаковая логическая связь:
сетчатка глаза — зрительный нерв = вкусовые почки — ?
Из четырех приведенных примеров в трех активнее работает один из отделов вегетативной (автономной) нервной системы (ВНС). Укажите «лишний» пример, в котором активнее работает другой отдел ВНС:
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений А — В (символ «+» обозначает пользу от взаимодействия для вида, символ «-» — отрицательное влияние, символ «0» — отсутствие значимых последствий). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1. маслёнок и лиственница;
2. вирус табачной мозаики и растение табака;
3. молодые сосны и берёзы в густом подросте смешенного леса;
4. рак отшельник и нереис, который живёт в раковине и питается остатками его пищи.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б2В2.
Установите соответствие:
А. ядрышко
Б. гликокаликс
В. лейкопласты
Г. клеточный центр
1. рецепция, узнавание
2. образование лизосом
3. запасание питательных веществ
4. образование субъединиц рибосом
5. участие в образовании веретена деления клетки
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1.
Укажите, какими цифрами на схемах эмбрионального развития животного (на примере ланцетника) обозначены:
A) энтодерма;
Б) бластоцель;
B) первичный рот.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2.
В лаборатории студенты изучают моносомию. В их распоряжении имеется семь образцов клеток растений (облепиха, редька, вишня), содержащих разное количество хромосом:
1) 31; 2) 19; 3)72; 4) 17; 5) 33; 6) 23; 7) 25.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами данного исследования, если известно, что гаплоидный набор хромосом у облепихи равен 12, у редьки — 9, у вишни — 16 и каждый моносомик образовался в результате мутации по одной паре хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Участок одной цепи молекулы ДНК содержит 200 генов. Каждый ген включает промотор из 200 нуклеотидов, закодированную информацию о 145 аминокислотах, 2 участка, не несущие информацию о синтезе белка, по 31 нуклеотиду каждый и терминатор из 1 триплета. Рассчитайте, сколько секунд понадобится для репликации этого
участка цепи молекулы ДНК, если ДНК-полимераза движется со скоростью 700 нм в секунду, а линейная длина
одного нуклеотида равна 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
У ящериц коричневый окрас тела доминирует над серым и определяется геном, локализованным в Z-хромосоме, а длинный хвост доминирует над коротким и определяется геном, локализованным в аутосоме. В эксперименте скрестили дигетерозиготного самца и серую длиннохвостую самку, мать которой имела короткий хвост. В результате скрещивания было получено 32 яйца. Определите, из скольких яиц вылупятся коричневые самки с коротким хвостом, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробные числа округляйте до целых), единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Выберите два признака, которые являются общими для амебы обыкновенной и инфузории туфельки:
1) спорообразование;
2) гетеротрофный тип питания;
3) половой процесс — конъюгация;
4) имеют светочувствительный глазок — стигму;
5) движение осуществляется при помощи ложноножек;
6) непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу;
7) выделение воды и растворенных веществ происходит через сократительную вакуоль.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 15.
Классифицируйте овес щетинистый, расположив в порядке иерархичности (начиная с самого низкого ранга)
шесть подходящих элементов из предложенных:
1) род Овес;
2) семейство Злаки;
3) царство Растения;
4) отряд Однолетние;
5) класс Однодольные;
6) вид Овес щетинистый;
7) отдел Покрытосеменные;
8) тип Культурные растения
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 523146.
Для каждого животного укажите таксон, к которому оно принадлежит:
A. клещ собачий
Б. нереис азовский
B. скорпион черный
Г. актиния корковая
Д. божья коровка семиточечная
1) тип Моллюски
2) тип Плоские черви
3) класс Ракообразные
4) отряд Жесткокрылые
5) тип Кольчатые черви
6) класс Паукообразные
7) тип Кишечнополостные
8) отряд Перепончатокрылые
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1Д1.
Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его кровеносной системы:
Животное | Схема строения кровеносной системы | |||
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |
A) осётр Б) выдра B) сардина Г) дельфин Д) черпаха |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А4Б4ВЗГ2Д2.
Укажите две правильно составленные пары, включающие гормон и следствие его избыточной продукции в организме человека:
1) тироксин — базедова болезнь;
2) кортизол — бронзовая болезнь;
3) вазопрессин — несахарный диабет;
4) актин — резкие непроизвольные сокращения мышц;
5) меланотропин — отсутствие пигмента в клетках кожи;
6) адреналин — устойчивое увеличение частоты и силы сердечных сокращений.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 15.
При подготовке пациента к хирургической операции медперсонал наблюдал за работой его сердца в течение
32 часов. Сердце человека сокращалось в среднем 75 раз в минуту. Подсчитайте, сколько часов за данный период времени при таком ритме предсердия находились в состоянии систолы.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.