Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2019
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 9934

Централизованное тестирование по биологии, 2019

1.  
i

Ука­жи­те, эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ка­ко­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем яв­ля­ет­ся био­ло­ги­че­ский объ­ект, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке:

1) мо­ле­ку­ляр­но­го;
2) ор­га­низ­мен­но­го;
3) ор­га­но­тка­не­во­го;
4) био­це­но­ти­че­ско­го.
2.  
i

Гра­нит яв­ля­ет­ся при­ме­ром ... ве­ще­ства био­сфе­ры:

1) жи­во­го;
2) кос­но­го;
3) био­кос­но­го;
4) био­ген­но­го.
3.  
i

Ука­жи­те функ­ци­о­наль­ную груп­пу, в ко­то­рую вхо­дит ор­га­низм, про­пу­щен­ный в сле­ду­ю­щей цепи пи­та­ния:

лан­дыш → ... → ля­гуш­ка → аист

1) про­ду­цен­ты;
2) ре­ду­цен­ты II по­ряд­ка;
3) кон­су­мен­ты I по­ряд­ка;
4) кон­су­мен­ты II по­ряд­ка.
4.  
i

Раз­мно­же­ние при по­мо­щи ли­сто­вых че­рен­ков  — это спо­соб:

1) фраг­мен­та­ции;
2) по­ло­во­го раз­мно­же­ния;
3) ди­пло­ид­но­го пар­те­но­ге­не­за;
4) ве­ге­та­тив­но­го раз­мно­же­ния.
5.  
i

В ядре со­ма­ти­че­ской клет­ки тет­рап­ло­ид­но­го куль­тур­но­го рас­те­ния в норме может быть... хро­мо­сом(-ы):

1) 16;
2) 18;
3) 22;
4) 27.
6.  
i

Наи­бо­лее вы­со­кой эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­стью об­ла­да­ет вид пест­ря­ка (рыба се­мей­ства Си­га­но­вые), раз­ви­тие

яиц и вы­луп­ле­ние мо­ло­ди у ко­то­ро­го воз­мож­но в сле­ду­ю­щем диа­па­зо­не тем­пе­ра­тур:

1) 0,1−1,2 °С;
2) 0,5−2 °С;
3) 1,4−1,9 °С;
4) 2,2−2,5 °С.
7.  
i

На 1 м2 лес­но­го мас­си­ва на­счи­ты­ва­ет­ся в сред­нем 15 рас­те­ний чер­ни­ки. Эти дан­ные ха­рак­те­ри­зу­ют... по­пу­ля­ции:

1) плот­ность;
2) чис­лен­ность;
3) ско­рость роста чис­лен­но­сти;
4) верх­ний пре­дел чис­лен­но­сти.
8.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ука­зы­ва­ю­щие на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к типу Хор­до­вые:

а)  на­ли­чие у эм­бри­о­на нерв­ной труб­ки; б) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на резцы, клыки и ко­рен­ные; в) на­ли­чие

внут­рен­не­го осе­во­го ске­ле­та; г) три слу­хо­вые ко­сточ­ки в сред­нем ухе; д) внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие и вскарм­ли­ва­ние потом­ства мо­ло­ком.

1) а, б, д;
2) а, в;
3) 6, г, д;
4) в, г
9.  
i

У че­ло­ве­ка пра­во­ру­кость (Р) до­ми­ни­ру­ет над ле­во­ру­ко­стью (р), сво­бод­ная мочка уха (R)  — над срос­шей­ся (r). У пра­во­ру­ких ро­ди­те­лей, име­ю­щих сво­бод­ную мочку уха, ре­бе­нок ле­во­ру­кий и со срос­шей­ся моч­кой уха. Ука­жи­те

ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

1) РрRr и РрRr;
2) РрRr и pprr;
3) РрRr и Рprr;
4) РрRR и РPRr.
10.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра, общая схема дей­ствия ко­то­рой по­ка­за­на на ри­сун­ке:

а)  дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды; б) вы­бра­ко­вы­ва­ет от­кло­не­ния от при­спо­со­би­тель­ной нормы; в) сред­нее зна­че­ние нормы ре­ак­ции при­зна­ка оста­ет­ся кон­стант­ным; г) за­креп­ля­ет новые адап­тив­ные ге­но­ти­пы в по­пу­ля­ции; д) при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию но­во­го вида

1) а, б, в;
2) а, г, д;
3) б, в, г;
4) б, д.
11.  
i

Био­тех­но­ло­ги­че­ским про­цес­сом яв­ля­ет­ся:

1) сбор уро­жая яблок;
2) мытье ово­щей и фрук­тов перед едой;
3) про­из­вод­ство фер­мен­тов с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­ор­га­низ­мов;
4) хи­ми­че­ская про­пол­ка (об­ра­бот­ка гер­би­ци­да­ми) поля пше­ни­цы.
12.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) мейоз — это спо­соб де­ле­ния од­но­кле­точ­ных ядер­ных ор­га­низ­мов и бак­те­рий;
2) в те­ло­фа­зе мей­о­за I рас­па­да­ет­ся ядер­ная обо­лоч­ка и на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся ве­ре­те­но де­ле­ния;
3) в ана­фа­зе мей­о­за II сест­рин­ские хро­ма­ти­ды раз­де­ля­ют­ся и рас­хо­дят­ся к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки;
4) со­дер­жа­ние ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла в клет­ке во время про­фа­зы мей­о­за II — 1n1с (n — набор хро­мо­сом, с — ко­ли­че­ство хро­ма­тид).
13.  
i

Путем эк­зо­ци­то­за осу­ществ­ля­ет­ся:

1) вса­сы­ва­ние пи­та­тель­ных ве­ществ вор­син­ка­ми ки­шеч­ни­ка;
2) по­гло­ще­ние бо­лез­не­твор­ных бак­те­рий ней­тро­фи­ла­ми крови;
3) сек­ре­ция слизи клет­ка­ми эпи­те­лия, вы­сти­ла­ю­ще­го но­со­вую по­лость;
4) по­гло­ще­ние яй­це­клет­кой пи­та­тель­ных ве­ществ из окру­жа­ю­щих фол­ли­ку­ляр­ных кле­ток.
14.  
i

В от­ли­чие от аль­бу­ми­на плаз­мы крови ке­ра­тин:

а)  от­но­сит­ся к фиб­рил­ляр­ным бел­кам; б) при на­гре­ва­нии де­на­ту­ри­ру­ет; в) вы­пол­ня­ет транс­порт­ную функ­цию; г) может слу­жить ис­точ­ни­ком энер­гии; д) яв­ля­ет­ся ос­нов­ным ком­по­нен­том волос.

1) а, б, г;
2) а, д;
3) 6, в, д;
4) г, д.
15.  
i

Дан спи­сок по­ня­тий, три из ко­то­рых можно от­не­сти к од­но­му био­хи­ми­че­ско­му про­цес­су в клет­ке:

а)  глю­ко­за; б) НАДФ · Н+Н+; в) мо­ле­ку­ляр­ный кис­ло­род; г) нит­ри­фи­ка­ция; д) ли­зо­со­ма.

Опре­де­ли­те, что это за про­цесс и какие два по­ня­тия не­по­сред­ствен­но к нему не от­но­сят­ся («лиш­ние»):

1) про­цесс — фо­то­син­тез; «лиш­ние» по­ня­тия — а, г;
2) про­цесс — фо­то­син­тез; «лиш­ние» по­ня­тия — г, д;
3) про­цесс — кис­ло­род­ный этап аэроб­но­го ды­ха­ния; «лиш­ние» по­ня­тия — б, д;
4) про­цесс — кис­ло­род­ный этап аэроб­но­го ды­ха­ния; «лиш­ние» по­ня­тия — в, г
16.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским

до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:

1) ко­люч­ка как­ту­са и ко­люч­ка еже­ви­ки;
2) жабры ли­чин­ки стре­ко­зы и жабры окуня;
3) кры­лья орла и кры­лья ка­пуст­ной бе­лян­ки;
4) кор­не­плод мор­ко­ви и ко­рень-при­сос­ка рас­те­ния пет­ров крест.
17.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен гриб:

1) тру­то­вый;
2) плес­не­вый;
3) шля­поч­ный ядо­ви­тый;
4) шля­поч­ный съе­доб­ный.
18.  
i

На схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 8 обо­зна­че­на(-о):

1) за­вязь;
2) ча­шеч­ка;
3) цве­то­ло­же;
4) цве­то­нож­ка.
19.  
i

Воз­ду­хо­нос­ная па­рен­хи­ма от­но­сит­ся к ... тка­ням рас­те­ний:

1) ос­нов­ным;
2) про­во­дя­щим;
3) ме­ха­ни­че­ским;
4) об­ра­зо­ва­тель­ным.
20.  
i

Пырей пол­зу­чий:

1) от­но­сит­ся к бо­бо­вым куль­ту­рам;
2) на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си не про­из­рас­та­ет;
3) за­не­сен в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь;
4) яв­ля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным сор­ня­ком сель­хоз­уго­дий.
21.  
i

Ука­жи­те эко­ло­ги­че­скую груп­пу птиц, пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой яв­ля­ет­ся сойка:

1) птицы лесов;
2) птицы от­кры­тых про­странств;
3) птицы куль­тур­ных ланд­шаф­тов;
4) во­до­пла­ва­ю­щие и око­ло­вод­ные птицы.
22.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для ля­гуш­ки озер­ной:

а)  череп по­движ­но со­чле­нен с по­зво­ноч­ни­ком; б) име­ет­ся на­руж­ный слу­хо­вой про­ход; в) пе­ред­ний мозг

раз­де­лен на два по­лу­ша­рия; г) кожа голая, со­дер­жит мно­го­чис­лен­ные же­ле­зы; д) раз­ви­тие пря­мое, без ли­чи­ноч­ной ста­дии.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) а, г, д;
4) 6, в, д.
23.  
i

Ука­жи­те при­знак, не ха­рак­тер­ный для пред­ста­ви­те­лей от­ря­да Пря­мо­кры­лые:

1) гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат;
2) в цикле раз­ви­тия при­сут­ству­ет ста­дия ку­кол­ки;
3) одна из пар ко­неч­но­стей — пры­га­тель­ные или ро­ю­щие;
4) име­ют­ся ор­га­ны слуха, рас­по­ло­жен­ные на го­ле­нях пе­ред­ней пары ко­неч­но­стей.
24.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

1) ви­ри­о­ны — это про­ка­ри­о­ты ша­ро­вид­ной формы;
2) ос­но­ву кле­точ­ной стен­ки у бак­те­рий со­став­ля­ет му­ре­ин;
3) диф­те­рия и столб­няк — бак­те­ри­аль­ные бо­лез­ни че­ло­ве­ка;
4) ме­зо­со­мы об­ра­зу­ют­ся путем впя­чи­ва­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны внутрь бак­те­ри­аль­ной клет­ки
25.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в схеме пе­ре­ме­ще­ния воды в корне по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

? → кора корня → цен­траль­ный ци­линдр.

1) кам­бий;
2) тра­хе­иды;
3) кор­не­вой во­ло­сок;
4) си­то­вид­ные труб­ки.
26.  
i

Плод боб в от­ли­чие от ореха:

а)  сухой; б) мно­го­се­мян­ный; в) имеет око­ло­плод­ник, срос­ший­ся с ко­жу­рой се­ме­ни; г) вскры­ва­ю­щий­ся.

1) а, в;
2) б, г;
3) толь­ко б;
4) толь­ко в.
27.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных рас­те­ний три имеют одну и ту же жиз­нен­ную форму. Ука­жи­те «лиш­нее» рас­те­ние, для

ко­то­ро­го эта жиз­нен­ная форма не ха­рак­тер­на:

1) ле­щи­на;
2) клюк­ва;
3) чер­ни­ка;
4) брус­ни­ка.
28.  
i

Ука­жи­те пра­виль­ные утвер­жде­ния:

а)  сфаг­но­вые мхи при­ни­ма­ют уча­стие в об­ра­зо­ва­нии торфа; б) у мхов и па­по­рот­ни­ков при про­рас­та­нии споры раз­ви­ва­ет­ся спо­ро­фит; в) ли­стья у щи­тов­ни­ка муж­ско­го дли­тель­ное время рас­тут вер­хуш­кой; г) ку­куш­кин лен и щи­тов­ник муж­ской могут про­из­рас­тать в те­ни­стых лесах и сырых овра­гах; д) в от­ли­чие от укуш­ки­но­го льна у ор­ля­ка обык­но­вен­но­го ор­га­ны по­ло­во­го раз­мно­же­ния раз­ви­ва­ют­ся на вер­хуш­ках муж­ских и жен­ских ли­сто­сте­бель­ных рас­те­ний.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) б, в, д;
4) в, г, д.
29.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд жи­вот­ных и его пред­ста­ви­те­ля:

а)  отряд Кар­по­об­раз­ные  — кета; б) отряд Сель­де­об­раз­ные  — стер­лядь; в) отряд Хво­ста­тые  — са­ла­манд­ра;

г)  отряд На­се­ко­мо­яд­ные  — еж; д) отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — но­со­рог.

1) а, б, г;
2) а, в, д;
3) б, в, г;
4) в, г, д.
30.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для гидры (I) и бы­чье­го цепня (II):

а)  раз­ви­тие с пре­вра­ще­ни­ем; б) ра­ди­аль­ная сим­мет­рия тела; в) по­лость тела за­пол­не­на жид­ко­стью, иг­ра­ю­щей роль гид­рос­ке­ле­та; г) ды­ха­ние осу­ществ­ля­ет­ся всей по­верх­но­стью тела; д) диф­фуз­ная нерв­ная си­сте­ма;

е)  сквоз­ная ки­шеч­ная труб­ка.

1) I — а, б, г; II — в, г;
2) I — а, в, д; II — б, е;
3) I — б, г, д; II — а, г;
4) I — г, д, е; II — а, б.
31.  
i

Ске­лет сво­бод­ной ниж­ней ко­неч­но­сти че­ло­ве­ка вклю­ча­ет:

1) кости пясти;
2) та­зо­вую кость;
3) лу­че­вую кость;
4) ма­ло­бер­цо­вую кость.
32.  
i

Одной из функ­ций бел­ков плаз­мы крови че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся:

1) транс­порт кис­ло­ро­да;
2) пе­ре­нос угар­но­го газа;
3) рас­щеп­ле­ние по­ли­са­ха­ри­дов;
4) уча­стие в свер­ты­ва­нии крови.
33.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, вер­ное в от­но­ше­нии ды­ха­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

1) выох осу­ществ­ля­ет­ся за счет со­кра­ще­ния на­руж­ных меж­ре­бер­ных мышц и диа­фраг­мы;
2) гор­тань об­ра­зо­ва­на 16−20 хря­ще­вы­ми по­лу­коль­ца­ми, не­со­мкну­тая часть ко­то­рых об­ра­ще­на к пи­ще­во­ду;
3) ча­сто­та и глу­би­на ды­ха­тель­ных дви­же­ний уве­ли­чи­ва­ют­ся при по­вы­ше­нии в крови кон­цен­тра­ции кис­ло­ро­да;
4) для умень­ше­ния тре­ния лег­ких о стен­ки груд­ной клет­ки в плев­раль­ной по­ло­сти со­дер­жит­ся не­ко­то­рое ко­ли­че­ство жид­ко­сти.
34.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для тол­стой кишки че­ло­ве­ка:

а)  вклю­ча­ет в себя сле­пую кишку и ап­пен­дикс; б) со­еди­не­на про­то­ком с пе­че­нью; в) сли­зи­стая обо­лоч­ка не об­ра­зу­ет вор­си­нок и прак­ти­че­ски не со­дер­жит пи­ще­ва­ри­тель­ных желез; г) яв­ля­ет­ся ме­стом вса­сы­ва­ния ос­нов­ной массы воды, ми­не­раль­ных солей и не­ко­то­рых ви­та­ми­нов; д) под дей­стви­ем пеп­си­на в ней про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние цел­лю­ло­зы.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) а, в,д;
4) в, г,д.
35.  
i

Опре­де­ли­те струк­тур­ный эле­мент кожи че­ло­ве­ка по опи­са­нию:

рас­по­ло­жен в дерме (соб­ствен­но кожа); вос­при­ни­ма­ет сиг­на­лы из окру­жа­ю­щей среды (об­ра­зу­ет на­чаль­ное

звено ре­флек­тор­ной дуги).

1) ре­цеп­тор;
2) по­то­вая же­ле­за;
3) саль­ная же­ле­за;
4) во­ло­ся­ная сумка.
36.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для струк­тур­но­го эле­мен­та нефро­на, обо­зна­чен­но­го на 1 ри­сун­ке циф­рой 1:

а)  рас­по­ло­жен в моз­го­вом ве­ще­стве почки; б) опле­тен вто­рич­ны­ми ка­пил­ля­ра­ми;

в)  участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии ко­неч­ной мочи; г) обес­пе­чи­ва­ет филь­тра­цию плаз­мы крови.

1) а, в;
2) а, г;
3) б, в;
4) в, г.
37.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, свя­зан­ное с ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка, учи­ты­вая, что между по­ня­ти­я­ми каж­дой пары су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

сет­чат­ка глаза  — зри­тель­ный нерв = вку­со­вые почки  — ?

1) ре­цеп­тор­ные клет­ки с мик­ро­вор­син­ка­ми;
2) кора боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга;
3) про­вод­ни­ко­вый отдел вку­со­вой сен­сор­ной си­сте­мы;
4) пе­ри­фе­ри­че­ский отдел вку­со­вой сен­сор­ной си­сте­мы.
38.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных при­ме­ров в трех ак­тив­нее ра­бо­та­ет один из от­де­лов ве­ге­та­тив­ной (ав­то­ном­ной) нерв­ной си­сте­мы (ВНС). Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, в ко­то­ром ак­тив­нее ра­бо­та­ет дру­гой отдел ВНС:

1) из-за стрес­са на эк­за­ме­не у уче­ни­ка ла­до­ни рук стали влаж­ны­ми;
2) на чем­пи­о­на­те мира конь­ко­бе­жец раз­вил вы­со­кую ско­рость, он вы­ры­ва­ет­ся в ли­де­ры;
3) у че­ло­ве­ка, вы­иг­рав­ше­го ав­то­мо­биль, уча­стил­ся пульс, его пе­ре­пол­ня­ет чув­ство вос­тор­га, он под­пры­ги­ва­ет, хло­па­ет в ла­до­ши;
4) из-за силь­но­го удара в живот у бок­се­ра за­мед­лил­ся ритм сер­деч­ных со­кра­ще­ний, про­изо­шла крат­ко­вре­мен­ная оста­нов­ка серд­ца.
39.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний А  — В (сим­вол «+» обо­зна­ча­ет поль­зу от вза­и­мо­дей­ствия для вида, сим­вол «-»  — от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние, сим­вол «0»  — от­сут­ствие зна­чи­мых по­след­ствий). Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

1.  маслёнок и лист­вен­ни­ца;

2.  вирус та­бач­ной мо­за­и­ки и рас­те­ние та­ба­ка;

3.  мо­ло­дые сосны и берёзы в гу­стом под­ро­сте сме­шен­но­го леса;

4.  рак от­шель­ник и не­ре­ис, ко­то­рый живёт в ра­ко­ви­не и пи­та­ет­ся остат­ка­ми его пищи.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А1Б2В2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Струк­ту­ра клет­ки

А.  яд­рыш­ко

Б.  гли­ко­ка­ликс

В.  лей­ко­пла­сты

Г.  кле­точ­ный центр

Функ­ция

1.  ре­цеп­ция, узна­ва­ние

2.  об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом

3.  за­па­са­ние пи­та­тель­ных ве­ществ

4.  об­ра­зо­ва­ние субъ­еди­ниц ри­бо­сом

5.  уча­стие в об­ра­зо­ва­нии ве­ре­те­на де­ле­ния клет­ки

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1.

41.  
i

Ука­жи­те, ка­ки­ми циф­ра­ми на схе­мах эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия жи­вот­но­го (на при­ме­ре лан­цет­ни­ка) обо­зна­че­ны:

A)  эн­то­дер­ма;

Б)  бла­сто­цель;

B)  пер­вич­ный рот.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2.

42.  
i

В ла­бо­ра­то­рии сту­ден­ты изу­ча­ют мо­но­со­мию. В их рас­по­ря­же­нии име­ет­ся семь об­раз­цов кле­ток рас­те­ний (об­ле­пи­ха, редь­ка, вишня), со­дер­жа­щих раз­ное ко­ли­че­ство хро­мо­сом:

1)  31; 2) 19; 3)72; 4) 17; 5) 33; 6) 23; 7) 25.

 

Ука­жи­те но­ме­ра трех об­раз­цов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся объ­ек­та­ми дан­но­го ис­сле­до­ва­ния, если из­вест­но, что га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом у об­ле­пи­хи равен 12, у редь­ки  — 9, у вишни  — 16 и каж­дый мо­но­со­мик об­ра­зо­вал­ся в ре­зуль­та­те му­та­ции по одной паре хро­мо­сом.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

43.  
i

Уча­сток одной цепи мо­ле­ку­лы ДНК со­дер­жит 200 генов. Каж­дый ген вклю­ча­ет про­мо­тор из 200 нук­лео­ти­дов, за­ко­ди­ро­ван­ную ин­фор­ма­цию о 145 ами­но­кис­ло­тах, 2 участ­ка, не не­су­щие ин­фор­ма­цию о син­те­зе белка, по 31 нук­лео­ти­ду каж­дый и тер­ми­на­тор из 1 три­пле­та. Рас­счи­тай­те, сколь­ко се­кунд по­на­до­бит­ся для ре­пли­ка­ции этого

участ­ка цепи мо­ле­ку­лы ДНК, если ДНК-по­ли­ме­ра­за дви­жет­ся со ско­ро­стью 700 нм в се­кун­ду, а ли­ней­ная длина

од­но­го нук­лео­ти­да равна 0,34 нм.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

44.  
i

У яще­риц ко­рич­не­вый окрас тела до­ми­ни­ру­ет над серым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Z-хро­мо­со­ме, а длин­ный хвост до­ми­ни­ру­ет над ко­рот­ким и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме. В экс­пе­ри­мен­те скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го самца и серую длин­но­хво­стую самку, мать ко­то­рой имела ко­рот­кий хвост. В ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но 32 яйца. Опре­де­ли­те, из сколь­ких яиц вы­лу­пят­ся ко­рич­не­вые самки с ко­рот­ким хво­стом, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

45.  
i

Вы­бе­ри­те два при­зна­ка, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для амебы обык­но­вен­ной и ин­фу­зо­рии ту­фель­ки:

 

1)  спо­ро­об­ра­зо­ва­ние;

2)  ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния;

3)  по­ло­вой про­цесс  — конъ­юга­ция;

4)  имеют све­то­чув­стви­тель­ный гла­зок  — стиг­му;

5)  дви­же­ние осу­ществ­ля­ет­ся при по­мо­щи лож­но­но­жек;

6)  не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи уда­ля­ют­ся через по­ро­ши­цу;

7)  вы­де­ле­ние воды и рас­тво­рен­ных ве­ществ про­ис­хо­дит через со­кра­ти­тель­ную ва­ку­оль.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

46.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те овес ще­ти­ни­стый, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга)

шесть под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Овес;

2)  се­мей­ство Злаки;

3)  цар­ство Рас­те­ния;

4)  отряд Од­но­лет­ние;

5)  класс Од­но­доль­ные;

6)  вид Овес ще­ти­ни­стый;

7)  отдел По­кры­то­се­мен­ные;

8)  тип Куль­тур­ные рас­те­ния

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 523146.

47.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те так­сон, к ко­то­ро­му оно при­над­ле­жит:

Жи­вот­ное

A.  клещ со­ба­чий

Б.  не­ре­ис азов­ский

B.  скор­пи­он чер­ный

Г.  ак­ти­ния кор­ко­вая

Д.  божья ко­ров­ка се­ми­то­чеч­ная

Так­сон

1)  тип Мол­люс­ки

2)  тип Плос­кие черви

3)  класс Ра­ко­об­раз­ные

4)  отряд Жест­ко­кры­лые

5)  тип Коль­ча­тые черви

6)  класс Па­у­ко­об­раз­ные

7)  тип Ки­шеч­но­по­лост­ные

8)  отряд Пе­ре­пон­ча­то­кры­лые

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1Д1.

48.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую осо­бен­но­сти стро­е­ния его кро­ве­нос­ной си­сте­мы:

 

Жи­вот­ноеСхема стро­е­ния кро­ве­нос­ной си­сте­мы
1234

A)  осётр

Б)  выдра

B)  сар­ди­на

Г)  дель­фин

Д)  чер­па­ха

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А4Б4ВЗГ2Д2.

49.  
i

Ука­жи­те две пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие гор­мон и след­ствие его из­бы­точ­ной про­дук­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

1)  ти­рок­син  — ба­зе­до­ва бо­лезнь;

2)  кор­ти­зол  — брон­зо­вая бо­лезнь;

3)  ва­зо­прес­син  — не­са­хар­ный диа­бет;

4)  актин  — рез­кие не­про­из­воль­ные со­кра­ще­ния мышц;

5)  ме­ла­но­тро­пин  — от­сут­ствие пиг­мен­та в клет­ках кожи;

6)  ад­ре­на­лин  — устой­чи­вое уве­ли­че­ние ча­сто­ты и силы сер­деч­ных со­кра­ще­ний.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

50.  
i

При под­го­тов­ке па­ци­ен­та к хи­рур­ги­че­ской опе­ра­ции мед­пер­со­нал на­блю­дал за ра­бо­той его серд­ца в те­че­ние

32 часов. Серд­це че­ло­ве­ка со­кра­ща­лось в сред­нем 75 раз в ми­ну­ту. Под­счи­тай­те, сколь­ко часов за дан­ный пе­ри­од вре­ме­ни при таком ритме пред­сер­дия на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии си­сто­лы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.